Два подхода к ведению своего бизнеса на примере шаурмы в Нижнем Новгороде : — )

думайте головой!

Привет, друзья IdeaFox!

По ведению своего бизнеса написана куча умных книжек. Но если присмотреться к авторам таких книжек, то часто можно сделать вывод , что они никогда ничего не делали своими руками и, тем более, не являлись владельцами своего бизнеса.

И даже не были зачухаными ИП-эшниками, как я.

Зайдите в любой книжный магазин и подойдите к полке с бизнес-литературой. Что мы видим? Лично я увидел три типа книг:

1. Заумные книжки

Ну, тут без комментариев. Пишут их профессора для профессоров сидя в белых башнях из слоновьей кости. Много-много графиков, которые имеют очень опосредованное отношение к российской действительности. Вместо того, чтобы написать куда пойти, позвонить, где сэкономить и тому подобных практичных вещей.

Но нет!  Пишут про OIBDA & EBITDA и прочие страшные вещи, которые начинающему предпринимателю абсолютно не нужны. Ну не буду я в здравом уме и твердой памяти вычислять финансовые показатели со своими скромными значениями месячного оборота. Это просто нелепо.

Причем таких “пособий” реально много. Я их как дурак покупал в свое время – до сих пор пылятся. Надо сдать их в макулатуру – нечего пылевых клещей разводить.

Может, они и полезны для владельцев крупного бизнеса и наемников в корпорациях, но точно не для меня.

2. Популярные книжки из серии “для чайников”

Читать уже можно, если понимать, что имеет смысл покупать. Купил пару книжек в свое время, почитал и понял, что меня опять надули. Полная вода и мешанина из древних книг по маркетингу.

Погуглив про авторов понял, что это …. снова профессора, которые опять же не имеют никакого отношения к ведению своего дела.  Мимикрия в полной красе, так сказать.

Пишут про то, как круто быть бизнесменом и всячески мотивируют покинуть офисную работу и броситься в омут головой. Но вот какая штука. А почему авторы таких «пособий» в большинстве случаев  не имеют своего дела? Не завели даже убогое ИП?

Часто пишут такую “попсу” бизнес-тренеры или просто “литературные негры” ради куска хлеба не имея реального опыта работы на себя.

Кстати, я бы не рекомендовал вот так все бросать и уходить в неизвестность. Можете заработать нервный срыв + язву желудка : — )

Пока не будет вменяемого дохода от своего проекта — лучше иметь постоянный источник дохода. Не буду скрывать — бывали периоды, когда устраивался наемником в «мертвые сезоны» и не вижу в этом ничего предосудительного.  Есть то хочется : — )

А дело свое завел после  потери основной работы в кризис. Это было весело : — ( Впрочем, все что ни делается — все к лучшему.

Главное не смешивать работу наемником и личные проекты, так как такая деятельность ни в коем случае не должна иметь точек пересечений (Это сугубо мое мнение, которое большинство не разделяет)

3. Есть и нормальные книги, в первых двух типах

про которые расскажу отдельно. Подписывайтесь на обновления блога.

Как видите, ситуация довольно кислая.

Поэтому всегда смотрю по сторонам и подмечаю, что делают другие. Реальные владельцы своего дела, а не хитропопые писатели книг руками (привет Лурку)

Пример из реальной жизни

В Нижнем Новгороде невероятно популярна шаурма. Не знаю почему, но это так. Есть я ее побаиваюсь, а народ с удовольствием покупает и покупает…

Конкуренция большая, и каждый из владельцев старается как может, чтобы выжить со своим вкусно пахнущим ларьком : – )

Например, вот так:

ларек

 

Мне очень не нравится такой подход. Когда берут логотип МакДональдса, и делают на его основе вывеску-пародию а-ля МакДональдс. Народ понимает это, ржет, и ничего не покупает. Такие ларьки с шаурмой я постоянно вижу в двух местах города, и всегда они пустые.

Но я ни в коем случае не осуждаю владельца этих Шаурма-Дональдс по одной простой причине:

В отличие от 99% читателей этого блога человек хоть что-то сделал. Пусть он набил шишки, пусть над ним посмеиваются. Пофиг.  Но он хотя бы попытался, в отличие от большинства из  Вас.

Только за этот факт я уважаю этого человека и искренне желаю ему успехов и снять эту пародию на вывеску : –)

Или вот так:

шаурма в нижнем новгороде

Для начала обратите внимание на то, какая здесь очередь. Самое удивительное, что эта очередь наблюдается и днем и ночью. Когда я проезжаю мимо этого места ночью или ранним утром, то всегда поражаюсь этому факту. Кстати, очередь продолжается далеко за правый край кадра :- )

Ну как объяснить очередь из 30 человек за шаурмой в 5 утра?

Любопытна история этого ларька.

Первоначально этот ларек с шаурмой открылся на Средном рынке и имел весьма грустный вид. Жестяная вывеска с надписью масляной краской от руки “Шаурма”. Но владелец стал делать невероятно вкусную еду и продавать БОЛЬШИМИ порциями. Чем и привлек всеобщее внимание.

В отличие от коллег по цеху не жмотился и на размер порции и на качественные продукты.

Потом в этом районе началась стройка, и этот павильон снесли к ужасу местных офисных микроорганизмов.

Через месяц (или два) предприятие заработало снова, совсем недалеко от прежнего места.

Но вот, что меня порадовало:

Владелец не стал придумывать хитрые названия и красить павильон в яркие цвета. То, как он назвал себя – просто и гениально, на мой взгляд. (Про дизайн ничего говорить не буду)

шаурма на Средном

 

 

А название простое, как правда: “Та самая шаурма на Средном”

Не поняли, почему это название крутое?

Объясняю на пальцах:

1. Отстраиваются от конкурентов. Есть “та самая” и все остальные конкуренты. Позиционируют себя немного, но лучше, чем “все остальные”

2. Создает тему для разговора.

3. Отсыл к легендарному началу предприятия, если можно так сказать :- ) Почти каждый рассказывает мини-историю этого фастфуда.

Короче, нужно отдать должное владельцу этого ларька, который может заткнуть за пояс многих корпоративных маркетологов с красными дипломами, которые подрабатывают написанием пустопорожних книжек.

Думается, что у него есть чему поучиться.

А вы что скажете? Есть похожие примеры?

Что еще прочитать?

  1. Подарки клиентам или как за 30 рублей злобного клиента превратить в радостное дитя?
  2. — За уволенного двух неуволенных дают
  3. Как открыть магазин?
  4. Как я потерял лучшего клиента
  5. Как назвать магазин?

Только для блогеров и вебмастеров:

Проверьте Вашу почту и подтвердите подписку на новости

Проверьте правильность заполнения еще раз!

Нажимая на кнопку "Подписаться", Вы даете согласие на рассылку, обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

32 комментария к “Два подхода к ведению своего бизнеса на примере шаурмы в Нижнем Новгороде : — )

  1. Дима, ты очень внимательный человек. И рассудительный. Это тебе наверное помогает в жизни.
    А у меня характер спонтанный, неуравновешенный. Беда одна.:)

  2. О, Нина! Рад видеть сейчас к тебе пойду. Приболел — есть время на чтение.

  3. Дмитрий, твоя способность видеть мелочи, которые большинство не видит снова удивляют =)

    По поводу шаурмы. Был у меня один знакомый иностранец, который торговал шаурмой. И я ее частенько покупал, так как знал и видел, что человек ее делает не из «абы-чего» и с душой.

    К книгам, к сожалению душа не лежит =( Сам не знаю почему. Уткнувшить в монитор могу долгое время просидеть за текстом. С книгой так не получается.

    По поводу шаурма-дональдса. Видел эту вывеску в группе приколов вконтакте.

    По поводу Шаурмы на Средном. Млодцы ребята. Очень грамотно и толково вернули и приумножили свой старый авторитет.

    • Привет!
      Да, работа в маркетинге приучает обращать внимание на множество мелочей. Для вас реклама на 30 секунд — для маркетинга = множество правок, обсуждений и попытка предугадать поведение потребителя. Куча кейсов и согласований, выборка ЦА для ЦМ. Короче, потом это переносится в обычную жизнь

  4. Дмитрий, привет! Я твой подписчик, но ко мне давно не приходят оповещения с твоими новыми статьями:(. В чем дело? Думаю — Дима перестал писать, ушел в себя (), прихожу сюда, а тут все в полном разгаре, шаурму едят, книжки читают, девушки прогуливаются! Что-то неладно в твоем королевстве! Проверь списочек подписчиков :))

  5. Все работает. Проверил в трех броузерах.
    Может, у тебя с флэшплеером проблемы?

  6. Замечательный пример бизнеса,у нас рядом блинная так-же закрылась.Как и в первом случае взяли похожий логотип,не поверите,но это тоже Макдональдс

  7. Дааа, та самая шаурма на средном. По городу ходят легенды, что она самая вкусная и такой больше нигде не купишь. Мы один раз где-то часа в 2 ночи набрели на эту палатку и, о ужас!, напоролись на очередь в 10 человек. :) Чего им делать там в 2 часа ночи!? Видимо «Та самая шаурма на средном» действительно мощный ход, даже если эта шаурма уже не та ;)

    • Кстати, ты прав. После переезда она уже немного не та. Начался маркетинг?

  8. Слушайте. Я понял.
    Теперь я назовусь «Тот самый блоггер» и дела пойдут в гору : )

  9. Я думаю, будь шаурма в первом ларьке очень вкусной, сочной и большой порцией, его вывеска стала бы популярной. Ведь эта ежедневная очередь возле второго ларька — это не новички, а постоянные покупатели, которые приходят снова и приводят с собой друзей и знакомых, а это возможно только при условии хорошего товара. Владелец ларька сообразил «созвать» своих поклонников на новое место своей вывеской, но он бы не удержал их этим, если бы сама шаурма стала плохой. Люди ведь не за вывеской возвращаются, а за едой.

    Собственных примеров маркетинговых ходов не могу вспомнить — голова уже частично засыпает :) Только в качестве негативного примера — когда постоянно появляются скидки и сменяют одна другую. Во-первых, теряется авторитет (в авторитетных магазинах товары покупают и без скидок, потому что товары хорошие и потому что цены адекватные), во-вторых, слухи о частых скидках быстро распространяются, и если даже заходишь в этот магазин впервые (реальный или онлайн), не будешь ничего покупать, а подождешь скидки.

    Выздоравливай!

    • Жанна, привет!

      Стратегия типа «Сначала продаем классный товар, а затем все хуже и хуже и хуже» работает
      Спросите любого курильщика и он приведет множество примеров плавного ухудшения любимой марки в ключе : «А вот раньше, блин, они были классные»
      Тоже самое с этанолосодержащими :- ) напитками. Когда выводится новая марка пива, например. Сначала вкусное, а потом мутная водичка с неприятным вкусом.

      Насчет скидок — полностью согласен — постоянные скидки и мегараспродажи в оффлайн-бизнесе — это путь в никуда. Люди привыкают и считают это должным. Требуют еще больше скидок :-)
      + понижается уровень магазина до дискаунтера.

      Лечусь!

  10. Еще не дочитав поста подумал: «Хорошее качество товара — лучшая визитная карточка для предприятия» и не ошибся, чуйка не подвела, я в теме :)

    • Привет!
      Не думаю, что хорошее качество товара — это залог успеха)
      К сожалению, это не так.
      Работая маркетологом, могу привести много примеров, когда реально хороший продукт пропадает в безвестности.
      А всякое гауно раскупают как горячие пирожки.
      Увы, но это маркетинг.

  11. по поводу OIBDA & EBITDA и прочих финпоказателей. Вот к примеру один из самых богатых людей мира — Уоррен Баффет — считает «ебитду» бесполезным показателем.

    • Он дядька вообще крутой. Может запросто валюту какой нибудь страны третьего мира девальвировать. Как Сорос однажды.

  12. есть у нас одно кафе, снаружи совершенно обычное и невзрачное, но по вечерам там нет свободных мест, зарекомендовали они себя очень вкусной кухней, получше дорогих ресторанов.

  13. О! Какой замечательный пост нашла у тебя на блоге ;)

    Вот меня тоже всегда терзал этот вопрос: почему, собственно, все эти умные дяди и тети работают научными сотрудниками при университетах? Есть, конечно, кто выбивается «в люди», но их единицы. Они частенько продолжают преподавать, но у них и за пределами вузов полно всякой движни. Когда я училась в университете, некоторые преподаватели иногда всплакивали, что они такие умные, а з/п у них такая маленькая (не ради взятки, как можно подумать, а так, за жизнь). Вот и думала я, почему бы им не попробовать заработать своей головой не в родном университете, а на реальном предприятии?

    Есть одна питерская бизнес-тренер, которая объясняет такое положение вещей, что эти научные сотрудники просто не знают, что они хотят от жизни, им так удобно, они привыкли к такой жизни. Полностью согласна. В аспирантуре в основном остаются те, кто не знает, куда ему дальше плыть. А тут… вроде и делом занят… А по мне это пустая трата времени.

    • Ну, не знаю, Елена.
      Чего они там сидят в универах и преподают …. может, двойки ставить любят?
      Ну лично я пошел бы учиться бизнесу только к тому, кто его имеет. Пусть самый маленький бизнес, чем рюкзак умных книг за спиной.

  14. Читая книги по бизнес литературе, нельзя стать бизнесменом, Можно стать только экспертом по чтению книг по бизнесу.
    Так же и преподаватели в универах, они не эксперты в маркетинге, они эксперты в преподавании маркетинга. Вот и занимаются тем что умеют. Только на практике можно реально научиться чему нибудь.
    А такие блоги как этот лишний раз напоминают нам об этом. Дают еще один маленький толчек и заставляют действовать.
    PS. На средном, действительно, вкусная шаурма. ))

    • Привет, Дмитрий)
      Еще меня вымораживают бизнес-тренеры, которые не имели опыта ведения своего дела)

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", Вы даете согласие на рассылку, обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.