Дофамин* ударил в голову

Привет, друзья IdeaFox!

Сегодня поделюсь наблюдением, о котором знает каждый предприниматель или продавец. Явление известное, но для меня остается по –прежнему загадкой.

Я его называю “Волны клиентов”.

Суть очень простая. Бывает так, что клиенты (бывшие и потенциальные) словно срываются с цепи и заваливают заказами. Они просто начинают звонить и покупать. Вот без всяких видимых на то причин.

Просто такой день, который ничем не отличается от других. Дофамин* в голову ударил. Солнце выглянуло из-за туч. Не знаю, почему.

Или же пропадают в неизвестном направлении, и сидишь в тишине, с надеждой глядя на телефон. Но никто не звонит к старику IdeaFox.

За январь 2013 года мы сделали выручку, которая оказалась больше, чем за последние 6 месяцев 2012 года. Я просто не верил своим глазам, пока выписывал счета и развозил заказы. Но настал февраль и все умерло. За первую декаду февраля не было ни одного звонка, ни одного заказа. Только прошлые клиенты делали доп.заказы на всякую мелочевку.

Я всерьез призадумался, так как ничего не изменилось. Реклама идет, трафик на магазин льется, а заказов все не было. Понятно, что февраль не самый лучший месяц, но не до нуля же падение продаж должно быть?

А сегодня я проснулся и понял, что сегодня все опять оживет. Не знаю почему, но я всегда знаю заранее, что опять придет волна заказов. Вот просто просыпаюсь в абсолютной уверенности, что сегодня все будет хорошо и нужно готовиться к встречам, звонкам и так далее.

Я бреюсь (скажу честно, что предпочитаю ходить с щетиной “а-ля алкаш” и в потертых джинсах + Dr.Martens + старый свитер, как у старика Хемингуэя), одеваюсь поприличнее и отчаливаю в офис. Самое поразительное в том, что это чутье очень редко меня подводит.

Вот только сегодня до обеда было принято предварительных заказов на 27 500 рублей. Ну что сказать? Вот именно из-за этих моментов я и остаюсь мелким предпринимателем. И ни какими силами ада меня теперь не загнать на наемную работу, на которой ты никогда не получишь такого же ощущения от впрыскивания в твой мозг дофамина из твоих же надпочечников.

* Дофамин:

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений, а также стимуляторов, ассоциированных с ними.

Источник определения – Википедия.

Что еще почитать:

Что я думаю про “работу на дому”?

Как мы вытаскивали интернет-магазин из кризиса и чем это закончилось?

Какие налоги будут для ИП в 2013 году?

Как мне давали 30 000 рублей, а я взял только 10 000

Только для блогеров и вебмастеров:

40 комментариев к «Дофамин* ударил в голову»

  1. И таки какой вывод? Почему такие спады/подъемы? Я наблюдал такое — но всегда списывал это на магию. Потому как никаких вменяемых объяснений у меня нет.

    • Честно — не знаю. Вроде в маркетинге столько проишачил… Иногда это называют «Электричка приехала». Я просто из розницы и много раз видел, как стоит магазин в торговом центре и вдруг набегает толпа, которая внезапно покупает товар и исчезает.
      Я даже иногда специально столпотворение создавал (искусственно) в магазине. Иногда срабатывало — но чаще нет.
      Обрати внимание, что некоторые одежные торговые сети специально расставляют манекенов так, чтобы создать иллюзию присутствия людей в зале.

      • Это да, стадное чувство еще никто не отменял. В офлайне работает — но в онлайне?! Я ж не вижу сколько народу стоит за дефицитом :)

        Нет объяснений, магия :)

        • Вот именно. Ну, может, скоро 14 февраля, вот все и забегали. Кстати, надо будет акцию замутить на 23 февраля и 8 марта.

  2. Кстати, рекомендую книжку Мартина Линдстрома «Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя». Это к расстановке манекенов:)

    Там чел исследует с помощью томографии влияние запахов, логотипов, рекламы и т.д. на мозги потенциальных покупателей. Довольно интересно и не заумно главное.

    • А вот и ты меня обогнал)
      Читаю сейчас не менее чумовую книжку этого Мартина под названием «Вынос мозга»
      Тоже отличная книга для маркетологов.

  3. Ага, скачал, спасибо. Щас посмотрел — у меня 320 книг, из них не читал пока 105. И плюс к этому файлик с еще не скачанными/не купленными — там 91 штука. От скуки точно не помру на необитаемом острове :)

    • Мне иногда кажется, что у нас с тобой один и тот же файлик с книгами для будущего прочтения )

  4. Доктор, а как же Талеб из прошлого поста? Ведь магия — это то, что мы вообще появились на свет. Для этого произошло столько совпадений, что умом не понять.

    А вообще меня напрягают стабильные цыфры. На один сайт целый год заходят 300 посетителей (365 дней в году плюс-минус 20-30 посетителей). На другой уже полгода 200 посетителей. Как будто специально отмерян трафик для этих сайтов. Меня больше напрягает такая стабильность, чем скачки.

  5. У меня есть бизнес, и во время кризиса 2008 года (ударил жестко — я думала, что все зависит от меня, наивная =)), я пыталась разобраться, что же делать. Серьезно так почитала некоторую литературу про волны Эллиотта. Он здорово показывает, что мы — стадные сущности. На примере биржи и ценных бумаг. Пусть у меня и маленький бизнес, но он идет по такому же циклу. Это было забавно обнаружить.

    Рынок в феврале просел заметно. Упало золото, упали ценные бумаги. Падают и розничные продажи.

    И кажется, что да — мы маги, но это немного по-детски. Мы — часть очень большой системы, и система, как волна (цунами порой) живет свой жизнью. Я тогда увидела, что главное — равномерно делать свое дело. Подъем — идти вперед без эйфории. Спад — двигаться дальше, даже если страшно, и кажется, что все, кронты. И хочется все бросить.

    Там есть интересные наблюдения — рынки проседают, накатывается депрессия, и народ начинает носить длинные юбки, ударяется в религию, предпочитает дешевые зрелища. Рынки растут — другие песни, другие юбки, больше духовной свободы и дорогие виды спорта (формула-1 и тайгер вудс) снова в моде.

    • Все верно. В периоды застоя, которые неизбежны, нужно просто методично делать свое дело. Нет людей? Плохо пропиарился — нужно искать новые каналы коммуникаций с клиентами. Канал не сработал — не так объявление, значит, написал. Рано или поздно — что-то обязательно сработает.
      Только вот не всегда понятно, что именно сработало и принесло деньги )))

        • Эту фразу какой то миллионер американский говорил, если не ошибаюсь. Про рекламные бюджеты.
          Мне еще нравится такая фраза: «Я маркетолог. Я не хочу думать. Я хочу бюджет!»

  6. Что тут сказать? Нет ничего БОЛЕЕ НЕСТАБИЛЬНОГО, чем БИЗНЕС…
    И, вообще, наверное, САМОЕ СТРАШНОЕ в жизни — это: СТАБИЛЬНОСТЬ. В России она умерла вместе с распадом великого государства под названием — СССР…
    Сейчас же малый бизнес в Рассее — никому не нужен. Кроме…самого ИП и его клиентов. А последние, НУ ОЧЕНЬ не стабильны в ПОСЛЕДНЕЕ время. Один плюс от всего этого: наконец-то затихают страхи об «очередной волне великого и ужасного мирового финансового» и мы начинаем привыкать жить в реальности…

    • И очень хорошо, что мое ИП никому не нужно. Это даже правильно, я бы сказал. Очень странно начинать свое дело в надежде на помощь доброго дяди. Так не бывает.

  7. В точку, явление однозначно для меня загадочное, причем оно бывает не только в продажах, но и в поиске каких-либо вариантов в разных сферах, то найти ничего не могу, то вдруг сразу несколько предложений и хз в какую сторону двинуть :))
    А после таких вот продаж, мотивация у меня так и прет, да и вообще после чего-то успешного хочется сразу жить :))

  8. А если попробовать наоборот — сначала побриться, одеться и прийти в офис, и это привлечет волну клиентов?

    В начале февраля люди латают дыры в бюджете, образовавшиеся за время новогодних каникул, не до покупок.

  9. Аккуратнее с дофамином ;-) Передоз — и прямой занос в палату№6.
    Мне близка системная теория, о которой выше говорит Галина. Все взаимосвязано и резонирует с чем-то. Приливы-отливы и лунный цикл, «парные» случаи, появление клиента как только вспомнишь о нем — это из этой оперы

    • Виктория, в этом действительно что-то есть. Не все зависит от предпринимателя. Нужно еще быть немного везучим и ловить момент, как говорится.
      Многие почему — то не учитывают этот фактор и думают, что выполняя «пошаговые руководства» добьются цели.
      Увы, но так не бывает.

  10. Это еще называется «эффект метро». У меня товарищ кафешку открыл, первое время все жаловался на этот эффект «То, говорит пусто, то в один момент набегает столько народу, что заняты все места…» Сейчас вроде бы стабилизировалось, по крайней мере не жалуется…

  11. Можете представить, что когда у меня такое затишье бывает, то может длиться месяцами без доходов. Рекорд был — 6 месяцев без дохода (юридическая деятельность). Благо, что есть другие источники доходов.

    Но когда начинает валить, то тоже был рекорд — 7 тыс. долларов в месяц и 24 рабочих часа.

    Достает еще один момент, никак не могу научиться перепоручать работу, и понимаю, что это сдерживает рост. Хорошо, хоть заставляю деньги работать на себя — стараюсь большую часть доходов вкладывать

    • 6 месяцев — это , конечно, круто.
      У меня тоже бывали такие застои — и именно поэтому я всегда ищу несколько источников дохода.
      Что-нибудь, да «выстрелит»

  12. Очень мне понравилась фраза «меня теперь не загнать на наемную работу, на которой ты никогда не получишь такого же ощущения от впрыскивания в твой мозг дофамина из твоих же надпочечников» :) Когда меняется мышление от впрыскивания дофамина, меняется и поведение. Мне очень знакомо это состояние.Я в нём и сейчас нахожусь. И мне оно нравится :)

  13. Поздравляю, всё опять наладилось. Главное — не переживать, а готовиться к очередному очень сильному подъёму продаж. И он не замедлит явиться. Хуже, когда подъём пришёл, он уже на пороге, а ты рефлексировал и не готовился к нему.

  14. Это напоминает волну успеха или волну неудачи. Вы настроились на то, что будут клиенты, и они появились. А после них будут ещё и ещё. Как только вы более менее насытитесь и решите, что клиентов слишком много, и вот-вот будет спад, то он происходит. А за ним наступает резкое снижение заказов. Я на своём опыте замечал этот эффект не раз.

  15. Почему в январе такой пик? Это ж якобы мертвый месяц для торговли? И, с посещалкой сайта-магазина корреляция не наблюдается?

    • Посещаемость выросла и январь все таки не самый худший месяц продаж для женской аудитории. Обрати внимание, что пик продаж (распродаж) приходится на конец декабря, январские каникулы. А вот начало февраля было кислым.

  16. Не верю, что никто не предположил самого элементарного :)
    14 февраля — день всех влюбленных и заказы вероятнее всего имели назначение подарков. Удивляет конечно беспечность наших людей делать все буквально задень… Думаю 13 числа еще больше было заказов, я сам за 13 число заработал +2000 внеплановых рублей на sms. Не 20 к. конечно, но все же.
    А с правильной рекламой на 8 марта вообще на новую квартиру наработаете.

    • Не, Кракен.
      Там скромные обороты, но устойчивые. Сравнимые с отличной зарплатой в НН.
      Да и не можем мы пережевать заказов больше, чем определенный уровень. Работа ручная. Поэтому приняли решение немного цены приподнять, чтобы не так обидно было :)
      На 8 марта действительно ожидаю очередной бум, как и в январе.

  17. Не понял на что отвечает вот эта часть сообщения:

    «Не, Кракен.
    Там скромные обороты, но устойчивые. Сравнимые с отличной зарплатой в НН.»

Оставить комментарий